Голос за кадром

20.04
22:26

Реальный папа: Макаренко в законе

"...Тем не менее, сказать, что фильм совсем не смешной значило бы покривить душой, но режиссёру же и сценаристу не хватило какого-то одного последнего штришка, чтобы сшить свой сюжет. Фильм уже успели окрестить и «Детсадовским полицейским», и «Лысым нянькой», и даже «Вождем краснокожих». А на самом деле, перед нами «Ералаш». Потолстевший в формате, обзаведшийся солидным бюджетом и выплеснутый в таком виде на киноэкран. Хорошо хоть, «Ералаш» не последнего разлива, а тот, советских времён..."

 
«А ну-ка мент продерни-ка внатуре
И на хабиру карась ты протусуй»
Бандитская народная песня
 
Реальный папа

«Реальный папа»
Режиссёр: Сергей Бобров
В ролях: Михаил Пореченков, Евгения Добровольская и другие.

Беда у нас с комедиями. Нет, у нас и с боевиками тоже беда. И с триллерами. С детскими фильмами. С историческими. Даже с драмой, «загадочнорускодушевным» фирменным жанром и то беда. Но с комедиями беда особая. Даже не верится, что мы страна, где творили Гайдай, Данелия, Рязанов, Александров… Гоголь, Лесков, Чехов, Аверченко… Даниил Хармс! Куда всё подевалось–то?

Остались КВН и «Аншлаг». Первый к кино пока не имеет отношения (ну, разве что его эпигоны с Камеди), второй, дай Бог, и в будущем не будет иметь (хотя были попытки, были). А зрителю достаются нерегулярные опыты штурма комического олимпа, с переменным, надо сказать, успехом. А вот и очередной «переменный успех» — фильм Сергея Боброва «Реальный папа». С Михаилом Пореченковым.

Как был у нас бандит главным «героем всего», так и остаётся. Популярность этого персонажа сегодня объяснить трудно ввиду его общей устарелости, но не признавать глупо — ничего более яркого за последние лет 15 наше кино так и не родило. Итак, Роман Шило — бандит. По совместительству — бывший муж сумасбродной дамочки с тремя детьми и неустроенной судьбой в исполнении Евгении Добровольской.

Реальный папа

Детей у дамочки по числу браков, стало быть, первый ребёнок — девушка старшего школьного возраста Дарина, взрывающая кабинеты химии и третирующая учителей в школе — самое что ни на есть, плоти от плоти, Шиловское произведение. Впрочем, разбираться, кто здесь чей, становится совсем недосуг, когда мама попадает в больницу после неудачного прыжка с парашютом. Она и раньше детям особого внимания не уделяла, а уж в состоянии комы это стало совсем затруднительно. И тогда сердобольная подруга мамы не находит ничего лучшего, как загрузить детей на широкие плечи Романа Шило. Который в перерывах между стрелками и разборками принимается за их воспитание. Точнее они, дети, принимаются за перевоспитание растерявшегося до потери речи авторитетного бригадного бойца.

Реальный папа

Со времён появления бессмертного произведения О’Генри «вожди краснокожих» скачут по киноэкранам с неослабевающей энергией. И с неизменным успехом. В самом конфликте между жутковатым миром взрослых и непосредственностью детского восприятия заложено что-то уж очень симпатичное зрителю. Всегда забавно и умилительно наблюдать за беспомощностью взрослых, за их серьёзностью, разбивающейся вдрызг при попытке справиться с детской прямолинейностью. Это… как бы получше? Очеловечивает.

Вот и перед нами — очередной «очеловеченный бандит», из серии «они такие же, как мы». На этот раз бандит одушевлён до такого оголтелого абсурда, что, может, для комедии это и нормально, но явно выбивается из стилистики выбранного сюжета. Я не знаю, где можно найти бандита, ездящего на шикарном джипе и участвующего в бандитских разборках уровня локальных войн, но при этом живущего в самой обычной московской квартире, обставленной в лучших «эмэнэсовских» традициях 80-х, питающегося холодными макаронами и к тому же увлекающегося авиамоделизмом? Впечатление такое, что роль Пореченкову переписали в последний момент, и то ли авиамоделиста сделали бандитом, то ли бандиту вручили радиоуправление и 3 килограмма фанеры с лобзиком, то ли одно из двух. В общем, вышел какой-то гибрид ни туда, ни сюда. Причём любой из этих персонажей в цельном виде был бы и забавен, и интересен. Зачем их надо было скрещивать — не совсем понятно.

Реальный папа

Режиссёру же и сценаристу не хватило какого-то одного последнего штришка, чтобы сшить свой сюжет. Поэтому то, ради чего и задумывался фильм — показать превращение сурового бандита в нормального человека, семьянина и детолюба — выглядит в фильме уж как-то совсем легко и схематично. Это-то как раз не смешно и уж очень нравоучительно.

Тем не менее, сказать, что фильм совсем не смешной значило бы покривить душой. Органично смотрятся мультяшные вставки, более того, их могло быть и больше. На удивление хорошо играют дети — редкость в нашем кино, из последнего можно сравнить разве что с «Кукой».

Реальный папа

Замечателен в фильме герой актёра Алексея Горбунова вор в законе Сафрон, разговаривающий на столь густой фене, что вынужден держать при себе переводчика. Это действительно неплохие эпизоды, достаточно смешные, если не учитывать тот факт, что они совсем из другого кино и с текущим сюжетом связаны постольку поскольку. Они неплохо смотрелись бы в абсурдистском отчаянном интерьере фильмов Кустурицы или жёстких и хлёстких сюжетах Ричи, а у Сергея Боброва их потенциал, увы, пропадает втуне, и смотрятся они скорее вставным номером.

Фильм уже успели окрестить и «Детсадовским полицейским», и «Лысым нянькой», и даже «Вождем краснокожих». А на самом деле, перед нами «Ералаш». Потолстевший в формате, обзаведшийся солидным бюджетом и выплеснутый в таком виде на киноэкран. Хорошо хоть, «Ералаш» не последнего разлива, а тот, советских времён.

Реальный папа

В принципе как идея оно может и неплохо, но, на мой взгляд, детско-юношеский киножурнал тот был ценен именно своей лаконичностью и камерностью. Анекдот должен быть коротким и решительным. И вот, кажется, именно этого не понимают современные российские режиссёры. Выращенный с помощью финансовых нитратов до полуторачасовых размеров полнометражного фильма «Ералаш» Боброва явно растерял очарование непритязательности, лёгкости и угрожающе надулся пустотой. Дожидаться очередной шутки становится мучительно больно уже в первые полчаса фильма. Эдакая воздушность сюжета по части событий оставляет тот же привкус, что и китайская кухня времён культурной революции: поесть-то, может, и поели… Только в желудке почему-то пусто.

Так что, до встречи в кино. Наверное. Но, не переставайте его любить. Олег ДЕНЕЖКА

Постоянный адрес статьи: http://www.kinokadr.ru/articles/2008/04/20/realpapa.shtml
[1..1]



Папки