Голос за кадром

31.03
10:29

Детки в клетке. Олег ДЕНЕЖКА

"...Пересказывать сюжет бессмысленно: самая яркая особенность фильма — это полное отсутствие сюжета. Нет, не в том смысле, как мы привыкли это понимать — примитивный там сюжет или бессодержательный. В фильме «Дети индиго» всё намного круче, сюжета, как связной истории с прологом, кульминацией и эпилогом в картине нет во-об-ще...."

Индиго

«Индиго», 2008
Режиссёр: Роман Прыгунов
В ролях:  Артём Ткаченко, Михаил Ефремов, Гоша Куценко, Мария Шукшина, Елена Дробышева,

В принципе, «индиго» это такое красящее вещество, насыщенный оттенок синего цвета, которое добывается в Индии из растения с одноимённым названием. Используется, кстати, для окраски джинсовой ткани. А ещё, для изготовления чернил, синьки и акварельных красок. Это, так сказать, неоспоримые факты. Интересно? Правильно, не интересно. Факты вообще вещь скучная, и чтобы сделать на их основании интересное кино, это надо ещё постараться. Стараться же — дело ещё более скучное, и наши кинематографисты этого, похоже, вообще не любят.

Зато они любят экзотику и идти путем наименьшего сопротивления. Посему гораздо интереснее фактов режиссёру Роману Прыгунову и сценаристам Алексею Тиму и Валентину Спиридонову показалось весьма сомнительное утверждение начала 80-х американской женщины-экстрасенса Нэнси Энн Тэпп, якобы видящей ауры людей, о том, что современные дети часто рождаются с аурой цвета индиго.

Индиго

Почему именно индиго, а не просто синий, фиолетовый или голубой, непонятно, очевидно так звучит «красивше». Ну, и конечно, как и следовало ожидать от экстрасенса, она считает, что это не просто дети, а нечто посланное нам то ли высшим разумом, то ли богами, то ли марсианами. Хотя всем известно, что у марсиан аура должна быть зелёная. Но тем не менее, как утверждает экстрасенс, дети эти непростые, и даже не золотые, а крайне необычные и наделённые сверхспособностями. «Дети-Хэ», короче. Ну, как из этого не сделать кино?

А ещё наши режиссёры любят снимать в своём кино жён, дальних и близких родственников, домашних животных и собственных детей. Передача «Сам себе режиссёр», судя по всему, имеет у них просто бешеную популярность, непонятно только, почему свои опусы они не отправляют непосредственно в редакцию, а норовят подать нам на большой экран? Наверное, корысть.

Индиго

В результате сочетания этих факторов — «модная» экстрасенсорная тема и засилье «детей режиссёров» в отечественном кино — не могло не привести к появлению на наших экранах фильма «Дети индиго». И он, фильм, снятый сыном известного актёра Льва Прыгунова, и набитый под завязку большим количеством «звёздных» детей, появился. Помимо Вани Янковского, внука и сына сами знаете кого, в фильме играют оба Ефремовых — Коля и Михаил, одна из дочерей Шукшина, а где-то на заднем плане мелькает Никита Пресняков.

Пересказывать сюжет бессмысленно: самая яркая особенность фильма — это полное отсутствие сюжета. Нет, не в том смысле, как мы привыкли это понимать — примитивный там сюжет или бессодержательный. В фильме «Дети индиго» всё намного круче, сюжета, как связной истории с прологом, кульминацией и эпилогом в картине нет во-об-ще.

Индиго

Зато там есть набор мегакрасивых планов (работа оператора-постановщика Джеймса Гуччиардо — одно из немногих наличных достоинств фильма), едва заметно связанных между собой. Эта, с позволения сказать, пунктирная связь осуществлена путем применения одного несложного приёма — в планах периодически встречаются одни и те же актёры. Это единственное, что позволяет зрителю понять, что он всё ещё смотрит то же кино, на которое купил билеты. Правда от чувства разочарования это не спасает.

Больше всего фильм напоминает прямой плагиат Акунинской «Азазели», из которой выдернули всю логическую начинку, оставив лишь ситуационный каркас: кто-то очень плохой (которым, конечно, окажется «хороший», а задекламированный злодей окажется так себе), выявляет для чего-то «детей индиго», а маньяк у него на содержании, причём сам «бывший индиго», почему-то этих детей убивает. Типа, мстит.

Индиго

Вы поняли что-нибудь?

Герои фильма тоже регулярно задают себе тот же сакраментальный вопрос: а что, собственно происходит? То же спрашивает на протяжении ленты сам себя зритель. Ответ прост и сконцентрирован в одном из финальных диалогов. «Зачем ей это было нужно?» — спрашивает один герой у другого. «А я не знаю…» — отвечает второй. Но не знают этого не только они, а и режиссёр со сценаристом, которые, кажется, и не удосужились придумать какую-нибудь внятную мотивацию своим персонажам.

Не увидеть весьма плоское подражание «Людям-Икс» и вообще кинокомиксам может только слепой. Прибавьте сюда музыку — почти точную стилистическую копию саунда «Бэтмана» — а также тот факт, что 90 процентов экранного времени проходит на крышах недостроенных домов, и картина будет ясна.

Индиго

Подаётся весь этот опус под соусом «научно-фантастического триллера». Из фантастики в нём плохо скроенные плоские компьютерные эффекты, и дети знаменитостей, высунув язык, старательно играющие «детей из народа». Из «науки» — бесконечные разговоры о мушке-дрозофиле — по мнению создателей, знаменитая муха и есть наука-генетика. И последняя деталька, явно от подержанного триллера — чудовищная голова «из компутера», диктующая приказы главному маньяку. Причем дизайн головы, кажется, любезно навеян говорящим зеркалом из «Шрека», что, согласитесь, плохо согласуется с понятием «ужас». Скорее «ужас-ужас», как и было сказано в кинокадровском аудиоанонсе.

Одним словом, перед нами очередная охота за молодёжной аудиторией. Поскольку гламуром (см. «Питер FM», «Жара») и патриотизмом («Мы из будущего», «1612», «1814») деток двухтысячных уже накормили по самое не балуйся, решено было немного поумничать в антигламурном ключе. И действительно, кино про необычных детей обычных родителей, находящихся в явной оппозиции к взрослым, пытается играть именно на этом поле. Но проблема в том, что в кадре суетятся всё больше обычные дети явно необычных родителей, а их «протестность» того же поля ягода, что и «ганстаризм» Тимати. Пластмассой воняет ещё при взгляде на афишу.

Индиго

Правда сам режиссёр Роман Прыгунов утверждает, что он вдохновлялся ни много ни мало, фильмом «Донни Дарко» и советскими семейными фильмами 70-80-х. Впрочем, мегапевица Аллегрова тоже сказала как-то, что её кумир — Дайана Росс. А это уже даже не смешно.

Впрочем, в одном интервью Прыгунов был неожиданно откровенен и даже циничен. «А вы хотели удивить зрителя или развлечь?» — спросил Романа журналист. «Я хотел получить работу, чтобы заниматься кино дальше», — неожиданно ответил режиссёр. Ответ простой, в отличие от фильма «Дети индиго», понятный, и всё расставляет по своим местам. Вы только неясно — а мы-то, зрители, тут причём? И почему для «дальнейшего занятия кином» нельзя снять что-то качественное, желательно со сценарием? Знаю, знаю… Поэтому — любите кино.

 

Постоянный адрес статьи: http://www.kinokadr.ru/articles/2008/03/30/indigo.shtml

30.03
17:32

Шоу дрозофил

На экраны выходит "Индиго" — русская версия "Героев", научная фантастика про подростков и дрозофил. "...В результате единственным козырем "Индиго", кроме безупречного, как всегда, старшего Ефремова, остается командная харизма Вани, Коли и Никиты. Увы, но эти дети еще совсем не в той кондиции..."

Индиго (2008)

фантастика / триллер

Режиссер: Роман Прыгунов
В ролях: Иван Янковский (Андрей), Михаил Ефремов (Петр Данилович Каляев), Мария Шукшина (Ирина Сергеевна Ардашникова), Артем Ткаченко (Павел Максимович Сошин), Елена Дробышева (Вера Каляева), … 

 

Кадр из фильма "Индиго"

Кучка детей-паранормалов тусуется в недостроенной многоэтажке на пронизывающем ветру — подальше от милиционеров и родителей. Их зовут "индиго": кто-то умеет видеть ауру, другой читает мысли, третий понимает животных с полуслова, четвертый — спец по реинкарнациям. На индиго имеют виды энергичная Ирина Сергеевна (Мария Шукшина) — прогрессивный педагог, которая хочет их учить, и чуткий психиатр Вадим Борисович (Гоша Куценко), который хочет их исследовать и лечить таблетками. Пока ученые спорят на ток-шоу Малахова, что делать с проблемными детьми, индиго сводят счеты с жизнью при странных обстоятельствах. Неформальному лидеру кучки (Иван Янковский) мерещится в суицидах чей-то заговор. Оно и верно: бывшему индиго Павлу (Артем Ткаченко) — человеку явно ненормальному — анонимная голова диктует из компьютерного монитора зловещие инструкции...

Весь последний год общественность провела в тревожном ожидании, что вот еще немного, и на сонное царство отечественного жанрового фильма свалится бомба, а контуженная молодежь повалит в мультиплексы. Сторонники авторской режиссуры гнали волну на "Мертвых дочерей" Павла Руминова, но быстро разбежались уже на начальных титрах. Гламурная партия голосовала за "Жару", и опять впустую: в бокс-офисе потеплело, но не настолько, чтобы устраивать массовый заплыв. Патриоты — за "Мы из будущего", в котором, однако, для молодежного праздника оказалось слишком много скелетов из прошлого. И вот теперь еще одна попытка — мистический триллер "Индиго": опять приключения одной команды, опять про молодежь.

  

Кадр из фильма "Индиго"
На этот раз ставку сделали на научную фантастику, которая более, конечно, адекватна запросам целевой аудитории, чем военно-патриотическое ретро. Приструнили гламур, слепив геройскую команду из обычных московских юношей и девушек, что отчасти компенсируется составом исполнителей, набранных из неиссякающего резервуара звездных отпрысков — помимо Вани Янковского в фильме играют Коля Ефремов и Никита Пресняков. Запретили авторские эксперименты, позвав руководить процессом лояльного Романа Прыгунова, а за видоискатель посадив оператора-иностранца: мельтешения в глазах от заболевшей паркинсоном камеры, как на "Мертвых дочерях", здесь не ждите, все снято очень чинно. И, наконец, снизили риски, решив не изобретать велосипед, а водрузиться сразу на готовенькое — зарифмовать паранормальнах школьников с популярными "Героями", а спецшколу для индиго — с пансионом из "Людей Икс". Критики упомянули на пресс-конференции "Гадких лебедей" Константина Лопушанского, но больше из патриотических соображений: таких птиц в кадре не замечено.

 Научную фантастику ограничили сомнительной лекцией о мутации дрозофил, бойко прочитанной Михаилу Ефремову Мариной Шукшиной. Актер, исполнивший в картине роль мента и папы главного индиго, так впечатлился данными науки, что основная доля всех ударных реплик пришлась в фильме исключительно на мушек. Боязнь вытворить в кадре что-нибудь неординарное тоже вышла боком: глазу прицепиться решительно не за что, а плотность спецэффектов, несмотря на вполне достойный бюджет, в фильме совсем неудовлетворительная. Вернее сказать так: здесь их почти что нет. "Герои" тоже оказались для "Индиго" слишком сильным источником вдохновения: оригинальную мифологию решили не сочинять, а в получившейся концы с концами решительно не сходятся. Мотивация героев, их цели и задачи не ясны. Главное правило жанра, где "определенные люди совершают определенные поступки", в предложенной истории не работает. А вытягивать саспенс из такого сценарного брака — задача безнадежная.

 

Кадр из фильма "Индиго"

 

Из всего перечисленного реально сработала, пожалуй, только установка на анти-гламур. Когда в кадре видишь молодых соотечественников, в которых не хочется бросаться кирпичами, даже если у них не все в порядке с головой — это уже, согласитесь, достижение, и тут авторы, пожалуй, нащупали правильную жилу. Все остальное, увы, осталось в сыром виде.

 

В результате единственным козырем "Индиго", кроме безупречного, как всегда, старшего Ефремова, остается командная харизма Вани, Коли и Никиты. Увы, но эти дети еще совсем не в той кондиции, чтобы на них валом валила молодежь. А что до мушек-мутантов, то к ним этой молодежи будет совсем, что называется, фиолетово. Один из оттенков индиго, кстати говоря.

 

 

Текст: Вадим Зельдин, www.film.ru

[1..2]



Папки