Голос за кадром

29.02
00:03

Мы из будущего: Богатыри не вы. Марина Гаврилова

    Выпущенная ко Дню защитника отечества картина «Мы из будущего» поначалу вызывает жуткое недоверие. Разве заманишь сейчас массового зрителя в кинотеатр на военное кино, да ещё и с морально-нравственными претензиями? По первоначальному ощущению, нас поджидает махровейшая пропаганда почтения к прошлому своей страны, — никакая молодежь на такое по доброй воле не клюнет.
     К счастью, в сюжете имеется один относительно новый для отечественного кино ход — перемещение героев во времени (разве что, Хотиненко его использовал). Тут приятные сюрпризы не заканчиваются: признаться, давно я не видела такого добросовестно сделанного жанрового отечественного фильма. Удивительно, что не накосячил ни один представитель съёмочной команды. Очень динамичный сценарий, на каждом шагу у героев появляются новые неожиданные препятствия, операторская работа на высоте (особенно удались натурные съёмки купания), постановка чёткая и грамотная.
     Действие начинается в наши дни, в современном Петербурге и его окрестностях. Молодые вандалы-копатели в количестве четырёх штук, трое из которых — карикатурны: скинхед, геймер и растаман — отправляются на раскопки под Петербург. Там они находят место бывших боевых действий и заваленый блиндаж, в которой сохранился скелет санитарки и ещё чей-то. В то время как друзья целятся в череп из трофейного пистолета, буквально из-под земли перед ними встаёт старушка с крынкой молока.  
     Думая, что они добры молодцы, старушка просит отыскать портсигар её сыночка, который умер в войну. Дурные головы на старушку цыкают и тут же находят документы со своими фотографиями внутри… только документы-то эти 42 года. Перепугавшись до полусмерти, ребята идут купаться и трезветь на ближайшее озеро, да не тут-то было — выныривают они из этого озера как раз в 42 году. Тут им приходится пересмотреть некоторые старые ценности или приобрести новые, но в целом зрителю становится понятно, что даже бессмысленные бритоголовые идиоты готовы защищать Родину. А сцена соскабливания татуировки в виде свастики вместе с кожей, так и вообще очень трогательна своей моралью.
     В прошлом наши герои ведут себя как-то туповато, но местами очень сентиментально — начинают объяснять предкам про то, что война кончится в 45-ом, и что победит Советский Союз, потом хватать ружья, ухлёстывать за санитарками, попадать в плен и так далее… То есть, то вести себя как полные кретины, то наоборот, как юные герои, и что радует — никакого конкретного разжёванного пафоса так и не проявляется.  
     Неожиданно удачен подбор актёров. Последнее время во всех фильмах навязчиво снимают одни и те же лица в одних и тех же ракурсах, просто скука смертная. В «Мы из будущего» большинство актёров, конечно, уже успело примелькаться зрителю — кто на широком экране появлялся, кто в сериалах. Но есть один-единственный Данила Козловский, который прежде в кино появлялся только у Германа-младшего в «Гарпастуме». Так вот, Козловский с поразительной органичностью держит на себе всё действие. Он не играет любовь, раскаяние и боль, он по-настоящему проживает каждую ситуацию, работает по старой доброй системе русского психологического театра. И делает это так, что совсем не смешно, а даже жутко как-то от того, как всё реально.
    Остальные исполнители тоже неплохи, но они скорее эдакие натурщики, которые действуют схематично или комично, по обстоятельствам. Вот это, я понимаю, — грамотное сочетание схемы и качественной актёрской игры Додинского воспитанника.   
    Таким образом, фильм «Мы из будущего» получился в виде абсолютно серьёзного высказывания. Пусть и не слишком глубинны смыслы, зато они в целом верны, нефальшивы и прозвучали в фильме довольно убедительно. Вот в школе, каждый год начинается с патриотического урока, тема которого звучит, например, так: «И врагу никогда не добиться, чтоб склонилась твоя голова». Школьникам выть хочется от скуки, но они вынуждены слушать эту лабуду. Так вот, теперь эти самые школьники сходят в кино, сделают фильму кассу (на что очень надеюсь, несмотря на ужасный постер) и может быть хоть один час пятьдесят минут в своей жизни поразмыслят на тему второй мировой войны без непрерывной зевоты. Что и требовалось доказать.

До встречи в кино.

Постоянный адрес статьи: http://www.kinokadr.ru/articles/2008/02/27/mib.shtml

[1..1]



Папки