Запретное царство: Раз кулак, два кулак
Хорошее сражение — то, которое не состоялось.
Сунь Цзы |
«Запретное царство» ("Forbidden Kingdom"), 2008
Режиссёр: Роб Минкоф
В ролях: Майкл Ангарано, Джет Ли, Джеки Чан, Йифей Лью и другие.
Основная идея фильма, это, конечно же, не сюжет и даже не жанр, а звёздный дуэт двух мастеров — Джеки Чана и Джета Ли. А это, мало того, что легендарные личности в гонконгском кино, так ещё и единственные двое, кто может без дураков претендовать на звание актёров, а не каскадёров. Явление в этой когорте столь редкое, что было просто удивительно, что Джеки и Джет до сих пор ни разу не встретились на съёмочной площадке. Так что появление проекта подобного «Запретному царству» было только вопросом времени. И время настало.
Учитывая национальность обоих актёров — для совместного бенефиса был выбран единственно подходящий для этого жанр: эпическая китайская сказка. Или как ныне модно говорить — фэнтэзийный боевик, в сюжете которого переплелись все классические мотивы китайского эпоса.
Итак, повествование крутится вокруг боевого посоха Царя Обезьян. Всё произошло во времена Древнего Царства, когда, будучи подло обманут главным военачальником Нефритового Императора, Царь Обезьян был коварно превращён в камень. Но перед этим он успел отослать свой посох в наше с вами будущее.
Здесь, при весьма трагических обстоятельствах, этот посох попадает в руки подростка американского происхождения Джейсона (фильм всё же американский, так что без них никак), и уже вместе с посохом подросток оказывается в древнем Китае, где выясняется, что его миссия — доставить посох Царю Обезьян и таким образом вызволить его из каменного плена. Помогать ему берутся Пьяный Мастер Лу Ян и молчаливый монах. Первого играет Джеки Чан, второго Джет Ли. Кроме того, Джет исполняет ещё и роль Царя Обезьян.
Тут надо для себя уяснить, что это за фигура такая — Царь Обезьян в китайском народном театре. Как и почти все народные театры в мире, он театр репертуарный. То есть в нем есть строго определённый набор персонажей, тем и фабул.
Царь Обезьян — фигура не только эпическая, но и одна из самых значимых и любимейших китайскими зрителями. Ироничный, хитрый и в то же время благородный — Царь Обезьян это наиболее яркий персонаж китайского фольклора. Сыграть Царя Обезьян — всё равно что спеть партию Онегина в опере или сыграть Ленина в советском кино. Так что для Джета Ли, чьё детство напрямую связано с китайским театром, это наверное самая главная роль из всех сыгранных.
Помимо прочего, как и положено по жанру, фильм укомплектован драками в восточном стиле в таком изобилии, что сюжет гарантированно тонет в мельтешении рук и ног главных и не очень героев. Но всё это абсолютно неважно, вряд ли фанаты Джеки и Джета ожидают от сюжета каких-то откровений. Их там и нет. Главное, что нефритовый сюжет не мешает бенефису двух мастеров, и это, наверное, основная его функция.
Всем известно, в чём заключается актёрский талант Джеки Чана. Не побоюсь пафоса, это честность, с которой он выполняет все вои трюки. Никаких медленно летающих пуль, динамических стоп-кадров, рапидной съёмки, полётов на проволочках и прочих спецобманов силиконового разлива. Всё, что делает мастер Чан — делается его собственными руками и ногами, делается блестяще и вызывает безумное уважение. Разменяв пятый десяток, Джеки находится в изумительной физической форме — уже одно это стоит зрительского признания.
«Запретное царство» — не исключение. Как и остальные ленты Джеки Чана, фильм построен исключительно на трюках и боевой хореографии. Спецэффекты в фильме хотя и присутствуют, но носят исключительно декоративный, украшательский характер эпического извода. Ну, знаете, потоки волшебства, сверкающие «файерболлы» и прочая магическая мишура.
Остальное же время шелка и сверкающие доспехи служат фоном исключительно для спарринга или массового избиения нефритовой армии. Все эти сцены, на удивление, не затянуты, разнообразны и не дают уснут даже тому, кто сладко сопел уже где-то на 15 минуте «Тигра-дракона». Ну и, конечно, самая шикарная из сцен, это полный иронии заглавный поединок героев Джеки и Джета — пьяного мастера Лу Яна и молчаливого монаха. Филигранная хореография Йен Ву-Пина, знакомого нам ещё по «Матрице», стремительная смена ракурсов Питера Пау, порадовавшего нас в «Пристрели их», энергичная звукорежиссура и ирония автора «Короля Льва» и «Стюарта Литтла» Роба Минкофа — в этой сцене хорошо всё, и это — квинтэссенция остального фильма.
В результате «Запретное царство» вышло ярче и, главное увлекательнее «Крадущегося тигра», без сюжетных нелепостей «Дома летающих кинжалов» и обладает совершенно нормальным, человеческим юмором. Единственное чего в фильме нет, так это пафоса, характерного для китайских фильмов в этом жанре, и чрезмерной лирики. Ну, за исключением разве что самого финала, который не тянет даже на каплю дёгтя.
Так что, если вы способны выдержать полтора часа сплошного, почти не прекращающегося кунг-фу — до встречи в кино. Скоро ждём «Кунг-фу панду» студии «Дримворкс».